Газета "Культура" |
последнее изменение 24.11.2006 |
Еженедельная газета интеллигенции |
№46 (7556) 23 - 29 ноября 2006г. |
Одна неделяВиной всему была корона"Власть и судьба" объединили столичные "королевские" спектакли ФОТОГРАФИЯАлиса НИКОЛЬСКАЯ
В помещении Российской государственной библиотеки по искусству открылась необычная фотовыставка. Трем известным театральным фотографам - Михаилу Гутерману, Ольге Кузнецовой и Ирине Лавриной - было предложено поразмышлять на тему образов "властей предержащих", в большом количестве появляющихся на сегодняшних подмостках. В итоге получилась целая галерея фотопортретов, запечатлевших известных актеров, примеривших на сцене корону, венец или мантию.
Центральное место на выставке занимают работы Михаила Гутермана. Что логично - ведь в театральной фотографии у него наиболее значительный опыт. Конечно, основная часть снимков отображает ныне идущие или совсем недавние "королевские" спектакли. Но есть и фото совершенно уникальные. Например, портрет Валентина Гафта в роли Отелло в Театре на Малой Бронной - эту роль прославленный артист сыграл всего два раза. Или Михаил Ульянов - Наполеон в том же Театре на Малой Бронной, усталый, сильный и трагический. Есть в экспозиции и еще один Наполеон, Геннадий Хазанов (спектакль Театра Антона Чехова "Морковка для императора"), совсем иной, но не менее глубокий по своей сути. Вообще, повторяющиеся образы - а их здесь немало - дают интересное наблюдение, как трансформируется образ в связи с индивидуальностью артиста. Скажем, принцев Гамлетов оказалось три: Михаил Трухин (МХТ им. Чехова), Евгений Миронов (Международная конфедерация театральных союзов) и Андрюс Мамонтовас (Театр Meno Fortas). В трех лицах предстал еще один шекспировский король - Лир: в этой роли здесь Константин Райкин, Анатолий Белый и Михаил Козаков. Есть в экспозиции и короли экзотические - скажем, смешной и страшный Король Убю из фарса Альфреда Жарри (одна из лучших за последние годы работ Александра Калягина). Или печальный простодушный Царь Максимилиан из пьесы Алексея Ремизова, сыгранный Владимиром Андреевым. Михаилу Гутерману при съемке интереснее всего действие. Поэтому его работы экспрессивны и динамичны. И героев своих он стремится раскрыть через жест, движение, взгляд. Благодаря чему каждый портрет выглядит настолько живым, что персонаж, кажется, сейчас выйдет из-за стекла и заговорит.
Главным героем экспозиции Ольги Кузнецовой стал английский монарх Ричард Третий (Михаил Полосухин). Здесь и фотографии из спектакля Театра Луны, поставленного по трагедии Шекспира, и фрагменты фотопроекта "Королевские игры. Ричард Третий", и даже символы власти - меч, корона, парадный камзол. И особенное отношение художника к этой фигуре чувствуется сразу. Хотя есть у Кузнецовой и другие герои. Любопытно сравнить, скажем, двух персонажей из трагифарса Эжена Ионеско "Король умирает": трогательного Беранже Валерия Беляковича (Театр на Юго-Западе) и капризного Беранже Игоря Ливанова (Театр Луны). Необыкновенно поэтичным получился взгляд фотографа на ленкомовские "Королевские игры": на снимках спектакль выглядит свежее, нежнее и трагичнее, нежели на сцене. Это неудивительно, ведь, снимая спектакль, Ольга Кузнецова стремится подчеркнуть романтичность и красоту происходящего, увидеть свою историю, а не зафиксировать достоверность. Ирина Лаврина придумала для себя самую необычную экспозицию. Ее работы - тридцать семь фотографий спектакля "Белая история" петербургского Театра "Комик-трест" - лентой обвились вокруг новогодней елки. Елка подвижная, ее можно поворачивать в разные стороны, чтобы рассмотреть все снимки. А рассматривать, как всегда, у Лавриной есть что - острые, резкие световые переливы, неожиданные черты героев спектакля, раскрытые не режиссером даже, а взглядом фотохудожника. Выставка проходит в рамках Седьмой научной конференции "Театральная книга между прошлым и будущим". Желающие понаблюдать царственных героев, увиденных через объектив фотокамеры, смогут это сделать вплоть до Нового года.
|