Культура
"Усатый нянь" в новом амплуа

На последней премьере в московском "Театре Луны" жаждущие попасть на спектакль зрители выломали входные двери. Пришлось ремонтировать и укреплять их с учетом такого вот мощного проявления любви современных театралов. Художественного руководителя театра, народного артиста России Сергея ПРОХАНОВА такие ЧП не очень огорчают...

Режиссер "Театра Луны" Сергей Проханов
- Это был спектакль "Лиромания" - музыкальная панорама жизни одного средневекового короля. Мы открывали этой постановкой свой 14-й сезон, - вспоминает Сергей Проханов, с которым мы встретились в Москве благодаря содействию РИА "Новости". - Это была большая работа, на которую пришлось потратить немало и сил, и денег. Спектакль удался. По ходу спектакля король Лир (его играет народный артист России Евгений Герчаков) спрашивает себя: "Когда же я сделал ошибку? Почему меня предали собственные дети?". И анализирует, почему он, "действующий" король, вдруг стал делить Англию на три части, избавляясь от своей безграничной власти. В отличие от Шекспира в нашем спектакле этому есть свое объяснение. Я написал сценарий по кельтским легендам. Шекспир тоже эту историю не придумал, а взял из старинных шотландских и скандинавских легенд. В кельтских понятно, что он очень любил свою королеву. И когда она вдруг умерла, то решил, что ничего ему уже не нужно.
Тогда-то, во имя Великой Любви, он и отказывается от безграничной власти, а в ответ получает предательство трех дочерей... То есть в нашем спектакле поступки короля Лира как-то объясняются, и в этом его отличие от прежних, шекспировских. Еще в нашей постановке нет смертей, больше красоты. И много юных актеров, которые играют дочерей короля Лира в детстве и создают удивительную атмосферу спектакля.
- Детки в вашем театре действительно потрясающие. Где вы отыскали так много талантливых ребятишек?!
- Это дети из студии "Маленькая Луна", открытой при нашем театре в прошедшем сезоне. Набирали мы их по-разному. Есть у нас в Москве знаменитый ансамбль "Непоседы", вначале мы, честно скажу, попросили у них детей "в долг". А потом набрали своих. Сегодня в студии примерно 25 детей от 7 до 10 лет. Сейчас они готовят второй спектакль. Он называется "Оскар и Розовая Дама". Действие происходит в больнице, его участники - обреченные на смерть из-за лейкемии дети.
Впрочем, я лучше приглашу хозяйку "Маленькой Луны", она - режиссер этого спектакля, и лучше расскажет об этой работе. Это моя жена - Виктория Алмаева...
- По сценарию герой спектакля - маленький мальчик десяти лет должен умереть, - рассказывает Виктория. - Ему остается десять дней жизни, и вот приходит мифическая Розовая Дама, которая говорит ему: "Давай ты будешь проживать каждый оставшийся день как десять лет своей жизни".
И тут все закручивается - каждый день в жизни мальчика случается что-то интересное, то, что могло произойти, когда ему было бы 20, 30 или 40 лет. Приходит свой черед - он влюбляется, "обзаводится" семьей... В итоге за десять дней он проживает великолепную жизнь - находит много друзей среди детей и взрослых, разговаривает с Богом и уже не боится неминуемой смерти.
Сейчас эта пьеса известного французского драматурга Эрика Эмманюэля Шмитта очень популярна у нас в стране, ее играют в других театрах, но у нас она "прочитана" совсем по-иному. Несмотря на весь трагизм взятой за основу сюжета ситуации, мы хотим сделать этот спектакль жизнеутверждающим, веселым. Сейчас и в правительстве, и в обществе муссируется вопрос: кому смотреть такие спектакли, стоит ли показывать их больным детям? Жизнь и смерть идут рядом, и умирают порой, к сожалению, совсем маленькие дети. Надо ли делать эту тему запретной для театра?! На премьеру спектакля "Оскар и Розовая Дама" мы хотим пригласить детей из московских больниц, посмотреть, как они воспримут спектакль.
- Сергей Борисович, откуда возникла идея "Театра Луны?" И название, и репертуар его, признаться, не совсем привычны для тех, кто воспитан в духе соцреализма...
- Еще работая в театре Моссовета, я создал театр-студию с поэтическим, загадочным названием "Луна".
Эта студия положила начало "Театру Луны", который открылся 14 февраля 1992 года. Хочу сказать, что я - дитя перестройки. Лет 20 назад, когда она началась в России, я, честно говоря, остался в стороне. У меня к тому времени было три кооператива, потом, правда, остался один. Я был такой... деятельный молодой человек, не скажу, что несметно богатый, но деньги водились. Их пустил на постройку театра, как ни казалось это странным для всех. Самый, казалось бы, не приносящий дохода объект - театр.
Но, как потом оказалось, это был в каком-то смысле правильный жест, поскольку через некоторое время театр не только стал приносить доход, но и стал популярным, в него сейчас трудно попасть. Значит, все тогда было сделано правильно. А что касается названия, то наш театр - театр реалистической фантастики. В свое время я наигрался реалистических ролей, и поэтому в собственном театре отказался от привычного "пресного" реализма.
В основном все действующие лица в пьесах действуют, как правило, днем, но накапливают они всю энергию ночью - под луной. Так что концепция очень проста. Вообще, у нас есть желание устроить фестиваль так называемых "природных театров". Их оказалось довольно много в мире. В Токио есть "Театр Тумана", "Театр Дождя", "Театр Нептуна" в Финляндии, "Театр Солнца" в Париже. Сейчас хотим выйти с предложением в российское правительство, чтобы войти в число "природных театров" мира.
- Сергея Проханова мы знали всегда как замечательного актера, в первую очередь, как обаятельного и бесшабашного Кешу - "усатого няня". И вдруг появляется режиссер Проханов?..
- Что касается режиссуры, то, если честно, я давно занимался этим делом, стоял по ту сторону кинокамеры. То есть всегда "подсказывал" режиссерам, что и как надо делать, и даже отстранял их, приводил-уводил... Первым спектаклем, который я поставил в "Театре Луны", была фантастическая трагедия "Византия".
Это пряное экзальтированное действо из жизни византийского императора Юстиниана по пьесе Николая Гумилева "Отравленная туника". Символично, что премьера состоялась в День влюбленных. Роковая интрига, страсть, таинственная символика, чувственный чад, окутывающий всех участников драмы, и стойкий декоративно-театральный привкус - все это было благодарно принято зрителем. И определило дальнейший постановочный стиль "Театра Луны".
Плюс замечательные актеры: в этом спектакле, к примеру, играл Анатолий Ромашин и замечательная актриса Ирина Метлицкая - красивая, настоящая секс-звезда, к сожалению, она умерла от лейкемии. После этого было поставлено еще 15 спектаклей. Сейчас мы движемся к тому, чтобы запустить сразу две сценические площадки. Малая - необычная, она похожа на съемочный павильон, сейчас мы на ней играем спектакль, тоже такой... нетиповой, "Диагноз - Эдит Пиаф".
- Сегодня вы продолжаете играть в кино?
- Нет, я уже сам снимаю кино. Это четырехсерийный художественный фильм под названием "Театр Луны". Виктория Алмаева в нем играет Луну, которая упала на крышу театра. Андрей Соколов, актер нашего театра, в нем снимается, Марк Рудинштейн, да и я сам тоже, хотя давно уже не играл. Надеюсь, этот фильм будет открытием для нашего современного кинематографа.
- Это история "Театра Луны?"
- Нет, абсолютное фэнтези.
В голову режиссеру приходит совершенно невероятная идея - падает Луна, и он начинает развивать эту тему. Луна оставляет ему Музу, чтобы все в театре были Творцами и вместе создали спектакль. Муза начинает всех заводить, театр начинает пыхтеть, бурлить... В нее все влюбляются, ссорятся, короче, от Музы один вред! А когда Луна улетает к себе, а Муза уже всем изрядно поднадоела, то от нее решили избавиться. Вот такая странная история, пересказывать которую не буду, чтобы не пропал интерес к фильму.
- Ваше фэнтези будет со спецэффектами?
- Конечно! Правда, не с такими, как в "Дневном дозоре", потому что это не бюджетный фильм, я его делал практически на свои деньги, то есть и продюсером был, и режиссером. Мы снимали этот фильм на крыше своего театра, там есть смотровая площадка примерно в две тысячи квадратных метров, разные уровни... Поставили декорации, установили камеры, напустили дыма всякого - так, что к нам даже пожарные машины примчались: жильцы окрестных домов звонили и сообщали, что театр горит.
- Традиционный вопрос: над чем вы сейчас работаете?
- Сейчас запускаем пьесу, которая будет называться «Роман с бессонной ночью». Авторы – Лопе де Вега и Гарсиа Лорка. Тоже не хочется пересказывать сюжет - лучше увидеть!
- Не у всех нас, к сожалению, есть возможность так часто бывать в Первопрестольной. А есть ли в планах "Театра Луны" какие-то творческие контакты - обмены гастролями, к примеру, с коллегами из стран СНГ?
- Три года назад мы были на гастролях в Грузии со спектаклем по роману Булата Окуджавы "Путешествие дилетантов". Ситуация там тогда была тяжелой, перебои с электричеством, и чтобы зрители могли посмотреть спектакль, в Тбилиси выключали свет. И люди не возмущались. Гастроли были интересные, принимали нас отлично! Спектакль, надо сказать, роскошный, богато "одетый и обутый".
Его жанр мы определили как "исторический романс". "Путешествие дилетантов" - это история человеческих чувств, столь редких и для века минувшего, и для века нынешнего. Налажены у нас уже связи с Украиной, поскольку мы выезжали в Киев со спектаклем "Таис сияющая". И Прибалтика нами "охвачена" - несколько раз у нас были мощные такие гастроли в Риге.
- А остальные республики, например, Казахстан?
- Приглашайте! Есть специальные агентства, которые этим занимаются.
Надо выйти с ними на связь, чтобы соблюсти все процедуры - с такими гастролями возникает масса проблем, но они все решаемы. Будет приглашение - обязательно приедем!

Наша справка. Народный артист России Сергей ПРОХАНОВ снялся в более 40 фильмах, среди которых "Усатый нянь", "Завтрак на траве", "Корпус генерала Шубникова", "Коррупция", "Гений", "Привал странников" и другие.
После окончания театрального училища имени Б. Щукина он был принят в труппу театра имени Моссовета, где успешно проработал 20 лет. Зрители запомнили его в таких спектаклях, как "Сашка", "Миллион за улыбку", "Глазами клоуна", "Инфанты" и другие.
Когда ему стало тесно в рамках актерской профессии, выступил сорежиссером музыкального спектакля "Иисус Христос - суперзвезда" и сам исполнил роль царя Ирода. А на заре перестройки он открыл собственный театр, дав ему необычное название - "Театр Луны".

luna-press


Hosted by uCoz