Л у н а т и
к
Сергей Проханов: “За Стоцкую Киркоров мне
отдал долг часами за 1000 евро”
Сегодня руководителю Театра Луны
Сергею Проханову исполняется 55! Да неужели?! Неужели
это тот самый почти мальчик, усатый нянь с ангельской
улыбкой? Но с тех пор прошло 30 лет, мальчик вырос.
Невинной ангельской улыбки как не бывало. Теперь это
довольный собой и упитанный джентльмен, успевающий все
на свете: режиссировать, продюсировать, писать пьесы и
сценарии, играть самому. Он живет на своей “Луне” и в ус
не дует. Хотя усов у него больше нет.
— Сергей Борисович, вы кто — актер, режиссер,
продюсер?
— Как-то я смотрел, сидя в оркестровой яме, английский
спектакль “Кошки” в Театре оперетты. Взял программку, и
там про автора было написано: актер, режиссер, продюсер.
Тогда я подумал, что на своей надгробной плите я хотел
бы увидеть такую надпись. Я ведь и сейчас продюсирую
свой новый фильм.
— А я думал, вы скажете: “Я бы хотел, чтобы меня
просто называли Сергей Проханов”.
— Ну, это понятно, пусть меня называют как хотят. Я-то
говорил о профессии, а там уж как карты лягут. 15 лет
проруководив театром, сейчас я опять немного перехожу в
кино. Один фильм снял как режиссер, собираюсь ставить
другой.
— Cебя любимого в своем фильме собираетесь снимать?
— Честно говоря, я так и сделал, в своем фильме сыграл
небольшую роль. Хотя мог бы выбрать и главную. И в том
фильме, к которому сейчас приступаю, тоже наметил себе
замечательную роль. Ну а в чужих картинах я уже совсем
отвык играть. Не могу, когда мною кто-то руководит. Я
теперь сам выдумываю, ставлю мизансцену и уже не могу
представить, чтобы кто-то ставил ее за тебя. Люблю
сочинять, компилировать разных авторов. Сейчас в театре
ставлю спектакль “Роман с бессонной ночью” по мотивам
пьес трех знаменитых драматургов. Получается обалденная
пьеса! Я не писатель, я круче. Мне бы Остап Бендер
чемодан носил.
— Это у вас комплекс, фантомная боль из-за того, что
вами в кино помыкали режиссеры?
— Просто я уже не могу говорить чужие мысли. И мне
неинтересно, когда режиссер будет что-то показывать,
объяснять роль. Я сам здорово показываю, и все это знают.
— Да вы просто осуществленная мечта многих актеров,
которые очень хотели бы быть свободными, ни от кого не
зависимыми. Только вот не у всех почему-то получается.
— До сегодняшнего дня мне очень везло. Я долго вынашиваю
идею, но при этом все время стараюсь идти вперед, ведь
застой опасней поражения. И Бог меня не обидел.
Приглядывая за мной, он дал мне понять, что я на
правильном пути. Конечно, поначалу мне помогала моя
популярность. Я открывал любые кабинеты, входил к
большим начальникам, которые меня уважали.
— Вы имеете в виду Лужкова?
— Да, и еще Людмилу Ивановну Швецову, ведь она у нас в
Москве за культуру. Да в общем-то все знают меня по кино.
— Может, к сожалению для вас, знают только по одному
фильму, тому самому. Вот Тихонова часто спрашивают:
“Штирлиц — это ваше проклятие?” Для вас “усатый нянь” —
это проклятие?
— Это был самый настоящий культовый фильм. То, что
сейчас таковым стал, грубо говоря, “Гарри Поттер”, —
просто смешно. Тогда за месяц “Усатый нянь” посмотрел
миллион человек. Популярность колоссальная. Вся страна
была завешана моим лицом. Я каждый день возвращался
домой в окружении детей и родителей. Конечно, из-за
этого многих ролей не сыграл, имидж мешал... Моим
последним фильмом стал “Гений”, где я снялся с Абдуловым.
Это был 1991 год.
— Тяжело было решиться уйти?
— Помню, мы сидели на банкете — Смоктуновский, Абдулов и
я. А на наш фильм никто не шел, потому что в кинотеатрах
стали продавать мебель, автомобили. Кино рухнуло на
наших глазах. Вот тогда я и решил уйти. Думаю, то, что я
бросил кино, передалось и моим детям. Никто из них
артистом не стал. Дочка стала художником по костюмам.
Сын — юристом. Так что планета под названием “Кино” была
освоена только мной.
— Слышал, ваша дочка стала “Мисс Канары”.
— Да, когда ей было семнадцать лет, мы поехали на Канары,
а там был колоссальный праздник, чуть ли не карнавал. И
вот ее избрали королевой. Она действительно интересная
девушка. И, конечно, могла бы быть актрисой, но… Вообще
актерская профессия — на любителя. Здесь надо многое
уметь терпеть, приспосабливаться.
— Немного о популярности. Вам не обидно, что, когда
произносят фамилию Проханов, большинство вспоминает не о
вас, а о другом персонаже, писателе?
— Знаю, мне с Александром Прохановым приписывают
какую-то связь, чуть ли не родство. Но мы не
родственники, мы даже друг друга не знаем. Хотя дед у
меня был цыган, и звали его Тося Прохан. Я не похож на
цыгана, но писатель, мой однофамилец, похож. Так что
наша фамилия идет от молдавских цыган, и, может, мы с
Александром Андреевичем все-таки родственники.
— И на тусовках с ним не пересекались?
— Ни разу. Мы живем на разных планетах.
— А зачем вы ходите на тусовки?
— Раньше приходил туда, потому что нужны были спонсоры
для Театра Луны. Потом знакомился на тусовках просто так,
для жизни. И еще ходил себя проверить: в хорошей ли я
форме, все ли я еще “конь-огонь” или уже нет.
— То есть вам нравится лицом торговать?
— Нет, просто, когда приходишь на киношные тусовки,
знаешь, что никто в тебя пальцем тыкать не будет, кругом
все свои. И мы можем разговаривать на одном языке. Это
то же самое, как раньше в партию вступали.
— А вы состояли в КПСС?
— Никогда. Был, правда, случай, когда меня приняли в
Коммунистическую партию Италии. Серьезно, на самом деле!
В период перестройки мы с друзьями торговали ансамблями,
выезжали за границу и заключали договора.
— Это не то же самое, что торговать девушками?
— Там были девушки, но совсем не то. Это был ансамбль
гусляристов. Пришли ко мне, сказали: “Мы знаем, что у
вас есть контакты в Италии. Не поможете выступить за
границей?” Ну, мы и поехали на итальянский курорт…
— А откуда у вас были связи-то?
— Меня туда пригласил директор банка. Короче, приходим к
итальянскому продюсеру. Он говорит: “Я готов платить
вашим артистам по тысяче долларов”. Мы стали торговаться.
А продюсер в ответ: “Я, как коммунист Италии, не могу
позволить дать больше денег. Если у ваших артистов будет
больше денег, они будут курить марихуану, а артистки
разъезжать на автомобилях с местными мужчинами”. Мой
товарищ в шутку говорит: “Так давайте мы тоже вступим в
вашу партию”. Продюсер на полном серьезе достает два
партийных билета, мы расписываемся и их получаем. После
чего я понял, почему итальянская компартия самая
многочисленная в Европе: дают всем! Тогда я уже перестал
сниматься в кино. Зато раньше, в советское время, кино
было очень выгодным предприятием. Тогда торговать кино
было то же самое, что торговать водкой.
— Но, как и кино, в перестройку загнулась и водка.
— Да, помню, я тогда в Кремле был, и там выступал
Лигачев. По поводу борьбы с алкоголизмом он говорил:
“Наша задача — переделать всю Россию”. Слишком много
взял на себя Егор Кузьмич.
— Вы в период безвременья чем занимались?
— Организовал кооператив под названием “Маскарад”. Мы
артистов возили, стадионы собирали. А помимо этого чем
только не занимался, даже целлофановыми пеленками
торговал. Тогда все занимались не своим делом. Помню,
звонит мне знакомый доктор: “Тебе самолеты не нужны, а
то у меня брат в Ташкенте продает?” Но я еще успевал
играть на Малой сцене театра Моссовета в спектаклях “Сашка”,
“Пять углов”… Я понял все прелести маленького театра и,
когда ушел из “Моссовета”, стал делать свой. Выбил себе
подвал. Четыре года его отстраивал, копал, расселял,
чего-то выбивал.
— У вас была крыша?
— Все было. Меня даже приговаривали. Время было такое,
бандитское.
— У вас много врагов, завистников?
— Я от них уклоняюсь. Знаю, есть много злопыхателей,
которые не в восторге от того, что я получил новое
помещение для театра. Я никогда не любил театральных
критиков, потому что почти все они ангажированы. Я их
сторонюсь. Зато та новая волна людей, поднявшихся в
перестройку, меня понимает. Именно они главные мои
зрители, а не так называемая старая театральная Москва.
Но, когда я сам устарею, я это обязательно пойму и тогда
уеду на дачу насовсем.
— Слышал, к вам в театр вернулась Анастасия Стоцкая.
Вы ее взяли обратно без обид, простили?
— Ну, какие могут быть обиды?! Она же моя ученица с
семнадцати лет. Она была на третьем курсе, когда я
поставил спектакль “Губы”. Играла там главную роль. А
Киркоров ее увидел и забрал себе. Я продюсировал фильм,
где должны были играть Пугачева, Киркоров, Орбакайте,
Стоцкая. А Филипп в это время “Чикаго” ставил и Стоцкую
у меня украл.
— Теперь он вам должен за Стоцкую.
— Так он мне за нее часы подарил.
— Дорогие?
— Ну, где-то тысячу евро. Это было на презентации, и он
сделал так, чтобы я их выиграл. А потом подходит и
говорит: “Ну все, я тебе долг отдал”.
— Настя не рассказывала вам, что у нее случилось там
в шоу-бизе?
— А чего рассказывать, я и так все знаю. Когда она от
меня уходила, я ей сказал: “Насть, ты — недоучка, тебе
бы училище надо закончить”. Но она — человек талантливый,
рванула туда, там ведь деньги, слава. А потом бежишь, а
тебя и догонять уже никто не хочет. Она наелась этой
эстрады. Да и люди там та-ки-е!.. И Настя вернулась ко
мне. Так что же я ей скажу — “уходи”? Нет, она моя
талантливейшая и любимая ученица. У меня еще Чулпан
Хаматова начинала, играла Пятницу в “Робинзоне”. Еще
Женя Стычкин был. Бывает же, что люди вырастают из
своего пиджака, и чего тут обижаться?
— Вы сказали, что в попсе люди “та-ки-е”... А в
театре что, другие?
— Все-таки в театре нужно специальное образование. А
чтобы стать эстрадным певцом, не надо заканчивать
институт.
— Но про артистов чего только не рассказывают. Что
стекло сыплют в туфли конкуренткам, например.
— Это в старом театре было.
— А сейчас что сыплют?
— Ничего. По крайней мере, я об этом не знаю. У нас в
театре “демократическая диктатура”. То есть вроде —
делай что хочешь. Но если будешь нарушать, тут уж
прихожу я — диктатор. Это очень правильная постановка
вопроса, считаю, что и в нашей стране так должно быть.
— Но ведь власть развращает, а абсолютная власть
развращает абсолютно. Вы уже развратились окончательно?
— Ну нет. Правда, симптомы кое-какие за собой наблюдаю.
Но вокруг столько дел, что развращаться некогда. Бывает,
конечно, что подчиненные слышат от меня некоторые грубые
слова, не без этого. Выматываешься все-таки по полной. У
нас же 45 детей (детская труппа “Театра Луны”. — А.М.),
67 артистов, 30 профессоров РАТИ, студенты. Попробуйте
сохранять олимпийское спокойствие, если каждому от вас
что-либо нужно. Они же энергию забирают, вампиры.
— Ну, если это все ваши театральные грехи, тогда вы
белый и пушистый. А то ведь в других театрах режиссеры
назначают на роль актрис не за красивые глаза. Надеюсь,
к вам это не относится?
— Все говорят, что у каждого режиссера есть диван для
распределения ролей…
— У вас есть?
— Понимаете, сейчас уже не то время. Вот не понравится
что-то актрисе, она раз — и в сериалы убежит. Так что,
если пользоваться в этом смысле своей властью, можно
одному остаться.
— Говорят, вы своих актрис нещадно штрафуете за
каждые полкило лишнего веса.
— Я просто их в этом случае лишаю надбавки к спектаклю.
— А как это происходит? Вот представляю: сидит Сергей
Проханов в своем режиссерском кресле у себя в кабинете,
к нему в очередь выстраиваются актрисы, заходят по одной,
раздеваются и… на весы?
— Нет, никто особо не раздевается. Просто я могу идти
мимо актрисы и вдруг вижу, что у нее лишний вес. Тогда
сразу зову ее в кабинет… на весы.
— У меня создается впечатление, что вы вообще не
любите актеров. Сукины дети?
— Да, сукины дети. Я знаю что говорю, потому что сам
оттуда. Вот сидит он передо мной то в одном образе, то в
другом, то в третьем. Артист не может не играть. Всегда.
Поэтому это не человек, а какая-то иная субстанция.
— Вы влюбчивый человек?
— Конечно. Только раньше влюблялся на тяжелую голову, а
сейчас — все больше на трезвую.
— Когда вы говорили о своей популярности, то
вспоминали, что за вами бегали дети с родителями. Ну а
девушки?
— А как же! Этого добра было навалом. Правда, порядочные
девушки за артистами, как правило, не бегают. А фанатки
— девки немного странные. И письма писали моей жене.
Всякое бывало. Но прошло.
— И как там, на “Луне”, неплохо живется?
— У нас был спектакль про то, что бы спел человек,
попавший на Луну. И я играл такого человека и сочинил
песенку. Вот припев:
В этом мире счастлив тот,
Тот, кто сел в воздушный флот,
Лег в него, глаза закрыл
И, как облако, поплыл.
Это моя позиция и моя мечта. Ведь лучше ничего не бывает.
29.12.2007 00:33
Александр Мельман