"Старый знакомый", или 6х10=60 лет Напоминать о заслуженном артисте Эстонии, режиссере-постановщике, доценте Российской Академии театрального искусства (ГИТИС) Владимире Георгиевиче Лаптеве вряд ли нужно. Запомнились его спектакли в бывшем Владимирском академическом театре драмы: "Я люблю эту серую кошку…", "Романтики", "Условия диктует леди", "Свет мой Сашенька", "Женитьба Белугина" и другие. Любая заметная праздничная дата в нашей области связанная с Пушкиным или Солоухиным была отмечена участием Владимира Лаптева. Пушкинские спектакли в ОДРИ и Филармонии, выступления в парке им. Пушкина, Центре изобразительного искусства или в Палатах у А.И. Аксеновой, стали заметным явлением нашей культурной жизни. Спектакли и роли Лаптева в ОДРИ, в придуманном им и Юрием Тумаркиным антрепризном театре "Камертон": "Конец Казановы", "Вертинский", "Моцарт и Сальери", "Красивая жизнь", "Евгений Онегин", студенческие спектакли его выпускников колледжа культуры и искусства "Исповедь отверженца", "Скотский хутор", "Смешные жеманницы" и т.д. – все они, так или иначе, были отмечены необузданным темпераментом этого человека. Сегодня, в дни своего 60-летия, "мсье 380 вольт", как однажды назвал его Юрий Тумаркин, дал эксклюзивное интервью, специально для нашей газеты. -Владимир Георгиевич, вопросов много, но рамки газетного интервью ограничены. Я бы хотел предложить 6 вопросов, по одному на каждые ваши 10 лет. -А можно еще проще: "два в одном", то есть по одному вопросу на каждые 20 лет. Хотя мне кажется, на любой вопрос можно ответить так узорчато, что у всех возникнет ощущение по одному вопросу на каждый год жизни. Так что давайте начнем, а там посмотрим как пойдет. -Вы уехали из Владимира в Москву в 2002 году очень неожиданно, зачем? У нас было ощущение, что здесь все складывалось благополучно. -Из Владимира я не уехал и не уеду. Я живу здесь. В Москве я работаю. Все, кто связан с нашим делом, должны работать только в Москве. Сейчас это "Мекка театрального искусства". Я в этом уверен абсолютно. Всем говорю: "Работать надо в Москве, жить – нет!". Там передовая, там есть театральный рынок. А благополучия у меня во Владимире не было. Скучно. Мало. Часто возникало ощущение, что нашим руководителям культуры мое творчество, извините "до лампочки". Юрий Тумаркин говорил, что меня никогда не удержат на поводке, и оказался прав. Даже в театре драмы делалось все возможное, чтобы я ушел, якобы из-за "творческой несовместимости". Но ноги у меня в театр летели, а не ползли, как у некоторых, и потому я в Москве. И огородов под Владимиром у меня нет. Огороды расслабляют. Привыкаешь к земле, а не к театральным подмосткам. -О работе в Москве можно подробнее? -Я, конечно же, сразу пришел в театр имени Маяковского. Это мой родной дом. Пять лет я работал с большим мастером Андреем Александровичем Гончаровым. В 1974 году закончил у него аспирантуру в ГИТИСе по режиссуре драмы. "Маяковка" и ГИТИС в Москве на одной улице, и мы, весь курс, фактически не выходили из Большого репетиционного зала театра. Это был первый курс в истории театральной педагогики совместного обучения режиссеров и артистов, это был первый курс, который впервые открыл Малый зал в Москве и впервые поставил спектакль "Характеры" по Василию Шукшину и, - феноменально! – студенческий спектакль был выдвинут на Государственную премию в области театрального искусства. Со мной учились Александр Фатюшин, Александр Соловьев, Игорь Костолевский, Сергей Яшин, потом Эймунтас Някрошюс. Мы собираемся до сих пор. Недавно отметили 60-летие В.Александрова. Но нас осталось только десять человек. - Итак, вы уехали в Москву. Так вот, я пришел в "Маяковку" и меня взяли. Сразу. Через два дня звонит Армен Джигарханян и просит по старой дружбе помочь перенести на новую большую сцену (ему Лужков дал здание под свой театр) семь спектаклей. Мне это показалось интереснее. Я перенес. Но дал дорогу молодым режиссерам. Потом, из-за того, что появилась возможность набрать курс в ГИТИСе вместе с Сергеем Прохановым (Помните фильм "Усатый нянь"?), - я ушел в его московский "Театр Луны". С Арменом мы общаемся, но не часто. Он живет в основном в США, у жены. В "Театре Луны" (а у нас прекрасное новое здание на Малой Ордынке, 31) я отвечаю за некоторые спектакли, как режиссер. Играю в четырех спектаклях: "Ричард III", "Полет над гнездом кукушки", "Кода" по Строганову и мюзикл "Губы", с Настей Стоцкой. Наш актерский курс ГИТИСа занимается тоже при театре, 15 июня был экзамен по мастерству 2 года обучения. В общем, из театра я не так часто выхожу. Приходите на спектакли. -А свободное время остается? -Выкраиваю. С 2002 года я снялся в 17 кинофильмах. Из запоминающихся: "Смерть Таирова", "Театральный роман", "Неотложка", "Кулагин и партнеры", "Адвокат", "Полный вперед!" у Андрея Панина, "Очарование зла" у Михаила Козакова. Сейчас снимаюсь в двух больших ролях. В 40 серийном телефильме "Кадетство" для СТС у режиссера Сергея Арланова, который снимал фильм "Солдаты" и в мистическом триллере "Водяной" для ОРТ у Виталия Москаленко. Роль сложная, с переходом в XV век. Съемки фильма идут по Калининградом. У Москаленко снимаются очень известные артисты. Кстати он учился в ГИТИСе у Андрея Гончарова, а курс набирал я. Кинофильм "Ширли-Мырли" снят по его сценарию. У него был очень хороший фильм "Китайский сервиз", с Олегом Янковским, Сергеем Безруковым, Богданом Ступкой, Сергеем Никоненко, Владимиром Меньшовым. А сейчас на "Первом канале" закрыли его телефильм "Мошенники". Видите ли там прокурор – взяточник. Нельзя. - А режиссурой-то вы занимаетесь? - А как же! Продолжаю курировать в качестве художественного руководителя, Русский Молодежный Театр в городе Таллине. Загляните на сайт. Я сам ужаснулся. И как успел поставить 17 спектаклей? Из них 13 с 2002 года, то есть с того момента, как я начал работать в Москве. Здесь драматургия Шекспира, Пушкина, Лутса, Разумовской, Мариво, Слапковского. Кроме того, у меня в качестве режиссера, в разработке два кинопроекта. Но мне придется в конце года выбирать что-то одно. Или 20-серийный фильм для "Первого канала" об одной русской поэтессе (она называла себя поэтом), или 20-серийный фильм об одном историческом народном герое. Я не оглашаю названия, чтобы не сглазить. Да и повод будет встретиться вновь. -Мы перешли лимит шести вопросов и все же… А во Владимире вы бываете в театре? -Думаю, чаще некоторых, приходящих в этот театр только за зарплатой. Я посмотрел "Власть тьмы", "Ромео и Джульетта", "Мужчина и женщина", а также "Дорогая Памела". Последний спектакль просто анахронизм. Режиссер явно живет вне театрального процесса. К первым трем есть вопросы, но мне было интересно. Хотя, насколько знаю, художественный совет театра отнесся к ним, мягко говоря, холодно. Кстати, художественный совет в сегодняшнем театре – нонсенс. Их почти нигде нет. Я рад, что в театральный комплекс, народный артист Николай Горохов привел молодежь. Это единственный правильный путь сегодня для такого дела. Да, многим это не нравится. Но обновляться надо. Старикам, конечно – почет и уважение, но на эгоцентризме далеко не уедешь. Может потому и не удержались здесь такие режиссеры как Владислав Пази, Михаил Морейдо, Юрий Погребничко, артисты Евгений Евстигнеев, Владимир Кашпур и другие. Так что театр города Владимира и в дальнейшем будет хорошей кузницей творческих кадров для Москвы. С чем я их и поздравляю! - Спасибо за интервью. И – с юбилеем, Владимир Георгиевич! - Спасибо.
Вопросы задавал Ю. Борисов Досье "Томикс-ВГ" Владимир Георгиевич Лаптев. Родился 13 июля 1946 года. Заслуженный артист Эстонии. Режиссер-постановщик. Доцент Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС). Работал артистом и режиссером в театрах Москвы, Севастополя, Улан-Удэ, Таллинна, Нижнего Новгорода, Владимира. В 1982-84 годах являлся Художественным руководителем Государственного Русского Драматического театра Эстонской ССР. С 1997 по 2000 годах работал главным режиссером муниципального музыкального театра "Разгуляй" города Владимира. В настоящее время работает артистом, режиссером, педагогом в Московском "Театре Луны" под руководством народном артиста России Сергея Проханова. Является руководителем антрепризного театра "Камертон". Консультирует художественное руководство Русского Молодежного Театра в городе Таллинне. Ставит спектакли в России и за рубежом. Как режиссер-постановщик поставил более 80 спектаклей для драматического театра, оперы и музыкального театра. В московском академическом театре им. В.В. Маяковского с октября 1971 по октябрь 1975 года принимал участие в осуществлении постановок нескольких спектаклей (совместно с А.А. Гончаровым и О.Я. Ремезом). С 1975 года до настоящего времени самостоятельно осуществил постановку следующих спектаклей: "Характеры" и "Энергичные люди" по Шукшину, "Притворщики" по Брагинскому и Рязанову, "Соловьиная ночь" по Ежову, "Третья ракета" Быкова, "Солнце и Я" Марела, "Генералы в юбках" и "Красивая жизнь" Ж. Ануя, "Экспромт" Мольера, "Женитьба Бальзаминова" Островского, "Романтики" Ростана, "Конец Казановы" Цветаевой, "Ромео и Джульетта" Шекспира, "Падшие Ангелы" Разумовской, опера "Евгений Онегин" Пушкина и Чайковского и другие. Записал радио спектакль о Екатерине II "За зеркалом". В качестве артиста сыграл более 200 ролей в театре и кино. В кинематографе работает с 1968 года. Выпустил в качестве режиссера-постановщика художественный телефильм "Маскарад" по Лермонтову на Молдавском телевидении, и художественно-документальный фильм о Великой Отечественной войне. Снялся в кинофильмах: "Бег", "Калина красная", "Последний угон", "Время её сыновей", "Тайна королевы Анны или мушкетеры 10 лет спустя", "Море в огне", "Украденное свидание", "Эти старые любовные письма", "Смерть Таирова", "Маскарад", "Восхождение", "Театральный роман", "Очарование зла", "Пенёк", "Мошенники", сериалах "Студенты", "На углу у Патриарших", "Адвокат", "Кулагин и партнеры", "Кадетство", "Водяной", "Копье Гиппократа", "Победители" и другие. Лауреат 14 международных театральных фестивалей как режиссер. Имеет премию за лучшую мужскую роль (Гаев "Вишневый сад") на фестивале "Балтийский дом". Как педагог выпустил 14 наборов студентов актерского и режиссерского отделений в городах Москва, Улан-Удэ, Таллинн, Владимир. Работал при консерватории в Таллинне, во ВГИКе и МГУ им. Ломоносова в Москве. В настоящее время доцент РАТИ (ГИТИС). Ученики работают в России, Белоруссии, Украине, Эстонии.
|
||