|
Театр Цитируя юность
Галина
Облезова К новому спектаклю «Ноты Нино Роты» в театре Сергея Проханова подойдет определение – фантастический реализм. У него есть подзаголовок: «Ностальгия хореографа под дым сигарет Femina». Кажется, лет сорок назад в моде были такие сигареты – тоненькие, с длинным мундштуком: чтобы красиво затянуться и пускать колечки. Ностальгирующий хореограф – это Олег Николаев. Ему принадлежат идея постановки, подбор музыки, сюжет, танцы, режиссура. Спектакль действительно как вздох об ушедшем. Сны о шестидесятых. О тех временах, когда сегодняшнему старшему поколению было двадцать. Когда ведущим кинематографом мира был итальянский, и в нем еще были живы традиции неореализма. Самым известным кинокомпозитором был тогда Нино Рота, его музыка из фильмов и стала стержнем новой работы театра. Нино Рота – гениальный творец простых, выразительных, мгновенно западающих в душу мелодий. Таких, как главная тема фильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» или знаменитый лейтмотив к ленте Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец». В каждом фильме Роты обязательно есть вот такая, божественной красоты мелодия. И почти в каждом саундтреке можно встретить нечто цирковое: карнавал масок, безумное мелькание клоунов и арлекинов, как в финале «Восьми с половиной». Трагифарсовый «цирк Феллини», как называл его сам композитор. Смех сквозь слезы и слезы сквозь смех. Свой музыкальный материал Нино Рота черпал откуда угодно. Брал огненные ритмы народных тарантелл, бравые мелодии военных маршей, заунывные напевы под губную гармошку, ритмы и интонации старых фокстротов и румб, модные песенки 20-х. Использовал симфонические приемы – «штраусовский» вальс в «Леопарде» Висконти, драматические нарастания в духе Чайковского в «Войне и мире» Кинга Видора, перезвоны «музыкальной шкатулки» в «Казанове». Микст из всего этого роскошного музыкального материала и звучит в спектакле «Ноты Нино Роты». Дать определение формату «Нот» сложно. То ли пластическая драма, то ли танцевально-драматическое шоу, то ли просто балет. Во всяком случае, не мюзикл: здесь нет ни пения, ни монологов, ни театральных сцен. Есть пантомима, модерн-данс. Все – через движение, жест, взгляды. Пятнадцать коротких эпизодов. Начальное место действия – Пушкинская площадь 2006 года. Из проезжающих автомобилей, из наушников плееров, из киоска с названием «Русская картошка» – отовсюду слышна музыка, сегодняшняя и прошлых лет, в том числе бессмертные шлягеры Роты. Среди этого шума бредет одинокий Старик (Анатолий Шаляпин). Навстречу ему спешит Мальчишка (Дмитрий Бикбаев). Взгляды их встречаются. Мальчишка удивлен: такое ощущение, что он знает Старика. А тот узнает в Мальчишке себя в молодости. Эффект дежавю. И мы погружаемся в воспоминания Старика. Москва, начало 60-х, ощущение светлого будущего, на экранах столичных кинотеатров впервые показываются фильмы Феллини. Девочка-лимитчица (Юлия Головина), очень похожая на Кабирию, пытается пробиться на международный кинофестиваль. Один из завсегдатаев закрытых показов милостиво дарит ей пригласительный билет. И в зрительном зале с ней происходит то же, что и с другими: путешествие в пространстве и времени – в мир по ту сторону экрана, идентификация себя с героями итальянских кинолент. За силуэтами персонажей спектакля угадываются прототипы: Марчелло Мастроянни, Джульетта Мазина, София Лорен, Анук Эме. И опять в финале Москва сегодняшняя. Герои спектакля двигаются в толпе, вглядываются в лица друг друга, будто уже виденные когда-то. И вновь эффект дежавю. Вообще-то весь спектакль «Ноты Нино Роты» – почти прямая цитата знаменитого фильма «Бал», снятого двадцать с лишним лет тому назад режиссером Этторе Скола. Там тоже не было ни одного слова – только танцы и пантомима, с их помощью актеры разыгрывали историю Франции ХХ века: 20-е, 30-е, 40-е годы. И также в конце фильма, оказываясь в современном Париже, узнавали в толпе то ли друг друга, то ли себя в какой-то другой жизни. Но поскольку в «Нотах» цитатность – главный, как бы возведенный в принцип прием, в одной большой цитате – множество мелких цитат, то, что оказалось на выходе, получилось ярко и остроумно. Киноманам предоставлена прекрасная возможность порадоваться своей эрудиции, меломанам – насладиться прекрасными мелодиями. Конечно, любители хореографии раз-другой и даже третий поморщатся, поскольку отточенности и легкости актерам пока не хватает, все слишком старательно, стадия освоения жанра явно не завершена. Но как говорится, было бы над чем работать. |