№17  30 апреля 2006

Горячая тема | Фокус | Россия | История с обложки | Экономика | Мир | Общество | Культура

Театр

Цитируя юность
Цирк Феллини в Театре Луны

Галина Облезова



  К новому спектаклю «Ноты Нино Роты» в театре Сергея 
Проханова подойдет определение – фантастический реализм. У 
него есть подзаголовок: «Ностальгия хореографа под дым 
сигарет Femina». Кажется, лет сорок назад в моде были такие 
сигареты – тоненькие, с длинным мундштуком: чтобы красиво 
затянуться и пускать колечки. Ностальгирующий хореограф – 
это Олег Николаев. Ему принадлежат идея постановки, подбор 
музыки, сюжет, танцы, режиссура. 

Спектакль действительно как вздох об ушедшем. Сны о 
шестидесятых. О тех временах, когда сегодняшнему старшему 
поколению было двадцать. Когда ведущим кинематографом мира 
был итальянский, и в нем еще были живы традиции неореализма. 
Самым известным кинокомпозитором был тогда Нино Рота,  его 
музыка из фильмов и стала стержнем новой работы театра.

Нино Рота – гениальный творец простых, выразительных, 
мгновенно западающих в душу мелодий. Таких, как главная тема 
фильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» или знаменитый 
лейтмотив к ленте Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец». В 
каждом фильме Роты обязательно есть вот такая, божественной 
красоты мелодия. И почти в каждом саундтреке можно встретить 
нечто цирковое: карнавал масок, безумное мелькание клоунов и 
арлекинов, как в финале «Восьми с половиной». Трагифарсовый 
«цирк Феллини», как называл его сам композитор. Смех сквозь 
слезы и слезы сквозь смех. Свой музыкальный материал Нино 
Рота черпал откуда угодно. Брал огненные ритмы народных 
тарантелл, бравые мелодии военных маршей, заунывные напевы 
под губную гармошку, ритмы и интонации старых фокстротов и 
румб, модные песенки 20-х. Использовал симфонические приемы 
– «штраусовский» вальс в «Леопарде» Висконти, драматические 
нарастания в духе Чайковского в «Войне и мире» Кинга Видора, 
перезвоны «музыкальной шкатулки» в «Казанове». Микст из 
всего этого роскошного музыкального материала и звучит в 
спектакле «Ноты Нино Роты».

Дать определение формату «Нот» сложно. То ли пластическая 
драма, то ли танцевально-драматическое шоу, то ли просто 
балет. Во всяком случае, не мюзикл: здесь нет ни пения, ни 
монологов, ни театральных сцен. Есть пантомима, модерн-данс. 
Все – через движение, жест, взгляды. Пятнадцать коротких 
эпизодов. 

Начальное место действия – Пушкинская площадь 2006 года. Из 
проезжающих автомобилей, из наушников плееров, из киоска с 
названием «Русская картошка» – отовсюду слышна музыка, 
сегодняшняя и прошлых лет, в том числе бессмертные шлягеры 
Роты. Среди этого шума бредет одинокий Старик (Анатолий 
Шаляпин). Навстречу ему спешит Мальчишка (Дмитрий Бикбаев). 
Взгляды их встречаются. Мальчишка удивлен: такое ощущение, 
что он знает Старика. А тот узнает в Мальчишке себя в 
молодости. Эффект дежавю. И мы погружаемся в воспоминания 
Старика. 

Москва, начало 60-х, ощущение светлого будущего, на экранах 
столичных кинотеатров впервые показываются фильмы Феллини. 
Девочка-лимитчица (Юлия Головина), очень похожая на Кабирию, 
пытается пробиться на международный кинофестиваль. Один из 
завсегдатаев закрытых показов милостиво дарит ей 
пригласительный билет. И в зрительном зале с ней происходит 
то же, что и с другими: путешествие в пространстве и времени 
– в мир по ту сторону экрана, идентификация себя с героями 
итальянских кинолент. За силуэтами персонажей спектакля 
угадываются прототипы: Марчелло Мастроянни, Джульетта 
Мазина, София Лорен, Анук Эме. 

И опять в финале Москва сегодняшняя. Герои спектакля 
двигаются в толпе, вглядываются в лица друг друга, будто уже 
виденные когда-то. И вновь эффект дежавю. 

Вообще-то весь спектакль «Ноты Нино Роты» – почти прямая 
цитата знаменитого фильма «Бал», снятого двадцать с лишним 
лет тому назад режиссером Этторе Скола. Там тоже не было ни 
одного слова – только танцы и пантомима, с их помощью актеры 
разыгрывали историю Франции ХХ века: 20-е, 30-е, 40-е годы. 
И также в конце фильма, оказываясь в современном Париже, 
узнавали в толпе то ли друг друга, то ли себя в какой-то 
другой жизни. Но поскольку в «Нотах» цитатность – главный, 
как бы возведенный в принцип прием, в одной большой цитате – 
множество мелких цитат, то, что оказалось на выходе, 
получилось  ярко и остроумно. Киноманам предоставлена 
прекрасная возможность порадоваться своей эрудиции, 
меломанам – насладиться прекрасными мелодиями. Конечно, 
любители хореографии раз-другой и даже третий поморщатся, 
поскольку отточенности и легкости актерам пока не хватает, 
все слишком старательно, стадия освоения жанра явно не 
завершена. Но как говорится, было бы над чем работать. 



luna-press

Hosted by uCoz