Источник

Газета "Культура"

последнее изменение 18.02.2007

Еженедельная газета интеллигенции

№06 (7567) 15 - 21 февраля 2007г.

Театр

Особенности национального лунатизма

Юбилей Театра Луны

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ

 

Сцена

Это полночное светило умудрилось взойти на театральном небосклоне столицы во времена весьма суровые и к романтическим изыскам явно не располагавшие. Дебютный спектакль Театра Луны "Византия", поставленный создателем коллектива Сергеем Прохановым по пьесе Николая Гумилева "Отравленная туника", был сыгран 14 февраля 1992 года. Дистанция огромного размера между искрящимся и вечным лунным праздником и унылыми земными буднями была сразу же категорически определена и выдерживается уже 15 лет. Экзотичность лунной территории возвела в абсолют понятие "гламура" задолго до того, как это слово усвоило российское народонаселение. Так что в дебютной дате принципиален разве что День святого Валентина. Любовные игры для спектаклей Театра Луны - явление первостепенное.

Детище артиста Сергея Проханова - конечно же, театр авторский. Хотя можно бесконечно обсуждать достоинства и недостатки самого автора, коим Проханов и является. Но у Театра Луны, в отличие от многих других коллективов, имеется четкая эстетическая программа, сформировавшая узнаваемое сценическое лицо. Как автор Проханов порой бывает весьма напорист и самодостаточен. Он не считает грехом переписать "своими словами" сюжетные истории Шекспира или Набокова, да и вообще трансформировать сюжет в угоду новым зрительским вкусам, предельно облегчая восприятие и безжалостно купируя всяческие философские навороты в угоду эмоциональной зрелищности. Сам признается, что в свое время до тошноты накушался будничного реализма и унылой психологичности, а потому ныне без стеснения декларирует свое режиссерское кредо: спектакль - это "классно придуманный клип" с гармонией зрелищных компонентов.

При этом основатель и бессменный художественный руководитель Театра Луны на фоне многих своих коллег ведет себя совсем не амбициозно: ни в какие творческие соревнования не вступает, на лавры новатора или реформатора не претендует. Просто тщательно "возделывает свой сад", плоды из которого, кстати, охотно раскупаются зрителями. Той же категории, представители которой не чуждаются гламурных красот и праздничной легкости бытия, пусть хотя бы в театральном измерении. Кстати, хороший некогда артист и бизнесменом оказался удачливым: созданное им детище уверенно держит на плаву, и шикарное здание в тихом центре сумел отстроить (туда Театр Луны перебрался из тесного подвальчика на Патриарших прудах в 2004 году), и детскую студию "Маленькая Луна" организовал, и собственную премию "Ромашка" (в память об актере Анатолии Ромашине) учредил. Да и до профессора РАТИ дослужился.

Кстати, об актерах. Ими Театр Луны может похвастаться: и теми, кто приписан к небольшой штатной труппе, и приглашенными гостями. На "лунной" территории возникали Чулпан Хаматова и Ирина Метлицкая, Анатолий Ромашин и Дмитрий Певцов, Сергей Виноградов и Евгений Стычкин, Анна Терехова и Анастасия Стоцкая, Марк Рудинштейн и Валентин Смирнитский, Елена Кондулайнен и Елена Захарова, Андрей Соколов и Игорь Ливанов, Никита Высоцкий и Ольга Понизова. В громких, броских и хаотичных постановках, не всегда ладящих с понятиями хорошего вкуса, именно актерские удачи порой бывают безоговорочными, цепляя за живое и заставляя забывать о весьма многочисленных несовершенствах "лунного" искусства.

Впрочем, юбилейная "бочка меда" не обошлась и без внушительной "ложки дегтя". Один из главных подарков театр решил подарить себе сам, в качестве которого, конечно же, выступил свежий премьерный спектакль - "Рококо" Андрея Максимова. Сергей Проханов решил на сей раз изменить собственному "авторству" (что делает, но нечасто) и передал режиссерские полномочия тому же Максимову, который и воплотил на "лунной" сцене свой "театрально-любовно-комический абсурд".

Андрей Максимов - человек, безусловно, талантливый, вряд ли кто возьмется это оспаривать. Но это все же в большей степени относится к его журналистской ипостаси. С тем же, что касается театрально-драматургических его увлечений, все более проблематично. Хотя его пьесы и постановки существуют и в Театре имени Маяковского, и в Театре на Покровке. А "Рококо", как говорят, он сочинил специально для "Луны".

Почему не сложилось? Причины можно искать долго. Но одна из главных - режиссерская несостоятельность, что проявилась в данном случае. Быть может, опытный и "тертый" постановщик сумел бы закрутить лихое действо и перевести его в профессиональный регистр. Тем более что подобные пьесы, лучше или хуже они написаны, все равно театрами любимы. Ведь "Рококо" замыслено как пародийная ода самому театру, с комическим раскрытием закулисных тайн, нагнетанием театрального абсурда и многослойностью персонажей - людей сцены.

Но объяснение в любви к театру звучит здесь крайне сомнительно. Импровизационные репризы Директора - Марка Рудинштейна звучат порой очень по-"аншлаговски", хотя сам "Аншлаг" вкупе с "бездарными сериалами" подвергаются остракизму. После серии разоблачительных реплик так и ждешь: вот, а сейчас нам покажут театр настоящий, даром что пародийного толка. Нет, двусмысленности множатся, юморок стремительно опускается ниже пояса. Фривольный сюжетец якобы из ХVIII века развивается тягуче-медленно, а то и вовсе пробуксовывает. Артисты же, среди которых есть весьма неплохие (Евгений Герчаков, Владимир Тягичев, Елена Захарова и другие) демонстрируют сотую долю того, что могли бы, и почему-то выглядят скучающими и недовольными. Дым ест глаза, звучит обязательное танго, затеваются какие-то несмешные танцы и прочая, и прочая...

В общем, "подарок" этот так и хочется убрать с глаз подальше. А публика, даже "своя", в изрядном количестве торопится покинуть театр в антракте. Так что Сергею Проханову, пожалуй, стоит сделаться более разборчивым в выборе и средствах, ведь 15 лет - это не дата, когда можно прекраснодушно почивать на лаврах.

lunatiks-press



Hosted by uCoz