Комсомольская правда

ЭКСПЕРИМЕНТ НА СЦЕНЕ –

УДОВОЛЬСТВИЯ БЕЗ НАГРАД В ЖИЗНИ
В этом году международный фестиваль экспериментальных театров в Каире был представлен сразу двумя российскими труппами

Комсомольская правда - Египет: ЭКСПЕРИМЕНТ НА СЦЕНЕ – УДОВОЛЬСТВИЯ БЕЗ НАГРАД В ЖИЗНИ <br> <i> В этом году международный фестиваль экспериментальных театров в Каире был представлен сразу двумя российскими труппами </i>

`Актеры
Актеры московского Театра Луны отдыхают в знаменитом кафе «Эль-Фишави» на Хан-эль-Халили.

Конечно, основным вниманием арабской публики сразу и безоговорочно завладели региональные труппы – в этом году в Каир приехали артисты практически из всех стран Ближнего Востока и Северной Африки – Алжира, Бахрейна, Ирака, Иордании, Йемена, Катара, Кувейта, Ливии, Марокко, Саудовской Аравии, Судана, Туниса. Хозяйка фестиваля вынесла на суд зрителей постановки сразу 15 театров страны. В числе остальных конкурсантов были труппы из Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. Привезли свои спектакли и бывшие республики Союза – Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Латвия, Узбекистан, Украина, Туркменистан. Всего в международном смотре приняли участие 53 страны. Это немногим менее, чем в прошлые годы, однако по накалу страстей на сцене этот год ничуть не уступал предыдущим. Конечно, в фаворитах всегда числились арабские труппы, чьи постановки понятны и близки местной публике. Однако, несмотря на разницу культур, незнание языков и подчас малопонятную интерпретацию сюжета, артисты со всего мира срывали искренние аплодисменты публики, свидетельствовавшие о признании того или иного спектакля.
Россия в этом году была представлена сразу двумя труппами, что является достаточно редким явлением, – из Москвы и Вологды, причем обе – не новички и хорошо известны в Каире. И Вологодский камерный драматический театр, и столичный Театр Луны уже выставляли свои работы на фестиваль. «Ромео и Джульетта» в постановке Лилии Абаджиевой и исполнении ребят из Театра Луны завоевала в прошлом году Гран-при 18-го смотра, в чем, собственно, мало кто сомневался – два показа спектакля в египетской столице оставили у публики неизгладимое впечатление своей экспрессией и эмоциональностью, к которым так питают слабость жители жаркого Востока.
А вот актеры из Вологды второй раз подряд привезли в Египет Достоевского. В 2005 году они показали спектакль по одному из его ранних рассказов «Дядюшкин сон», в этом году для участия в конкурсной программе была отобрана постановка по «Преступлению и наказанию» – «Осколки Раскольникова».
«Не мы определяем, что показывать – оргкомитет каирского фестиваля самостоятельно делает выбор из определенного числа работ», – рассказал режиссер театра и художник постановки Яков Рубин. Поставленный в 2006 году спектакль уже успел завоевать в прошлом году «Гран-при» Международного фестиваля спектаклей по произведениям Федора Достоевского в Старой Руссе.
В отличие от прошлых конкурсов, когда артисты остались разочарованы предложенной им площадкой, в этот раз молодой, но весьма опытный и профессиональный театр порадовали хорошей сценой. Небольшой, но уютный Центр артистического мастерства на территории Каирской оперы как нельзя более кстати соответствовал камерному духу труппы: зрители сидели практически на сцене. Правда, и сценой в полном смысле этого слова эти подмостки назвать нельзя – актеры обращались непосредственно к рядом сидящим с ними людям – никаких границ и разделений между теми, кто играет, и тем, кто за этим наблюдает, нет – все сплелось в монолите. Такая подача спектакля только усиливает восприятие от постановки и невольно заставляет зрителя непосредственно участвовать в происходящем на сцене. В спектакле задействованы всего четыре человека, которые играют семь ролей. Двое из них – заслуженные артисты России Ирина Джапакова и Всеволод Чубенко. Достоевский в интерпретации вологжан был показан дважды. Многие зрители, не знающие ни слова по-русски, внимательно следили за происходящим на сцене, так и не рискнув уйти. В театр пришли не только египтяне, было много европейцев, индийцев – творчество великого писателя привлекает даже тех, кто далек от русской культуры.

`Фрагмент

Фрагмент спектакля «Ноты Нино Роты» в исполнении Театра Луны на каирской сцене. Актриса – Анна Терехова (слева).

А на второй неделе фестиваля свое мастерство показал Театр Луны Сергея Проханова. В «Нотах Нино Роты» Олега Николаева, премьера которого прошла в Москве год назад, нет слов – только красивая хореография под музыку Нино Роты. Это спектакль о Москве 60-х и нашего времени, а вместе с ней – и о людях той и этой эпох. Незамысловатые, но выразительные мелодии итальянского композитора, успевшего сменить за свою жизнь амплуа актера, сценариста и сочинителя прекрасных композиций, рождают полузабытые образы из прошлого, подталкивающие к почти стертым от времени воспоминаниям. Заводная, берущая за душу, игра молодых актеров во главе с Анной Тереховой заставляет зрителя не просто окунуться в царящую на сцене атмосферу, но перенестись в эту нереальную жизнь, которая, к сожалению, слишком часто поражает своей реальностью.
Очень сложно вложить в строгие временные рамки судьбы сразу нескольких героев, о которых идет речь в «Нотах Нино Роты». Однако постановщику Олегу Николаеву, который одновременно играет роль в спектакле, это удалось, правда, ценой многих сокращений, сжатий и преобразования сюжета. В результате получилась мимолетная, словно дуновение ветра, притча об отдельно взятом эпизоде жизни героев – простых граждан, которые хотят вырвать у жизни свой кусочек счастья, любить и быть любимыми, только получается это далеко не у всех.
У каждого спектакля – своя эпоха, атмосфера и дух вне зависимости от национальной принадлежности труппы. Этим, пожалуй, и привлекает фестиваль зрителей, большинство которых знают только родной язык. И посмотреть иностранную постановку для них означает перенестись на полтора часа театрального времени туда, на сцену, где разворачивается действо, сопряженное с экспериментом.
Несколько проведенных в Каире дней стали для российских актеров тем живительным глотком тепла, свободы и наслаждения, чего порой так не хватает в уже прохладной и мчащейся вперед без остановок Москве. Вернувшись в столицу, актеры слали египетской столице приветы и с некой ностальгией вспоминали проведенные здесь дни фестиваля.

НА ЗАМЕТКУ

В этом году жюри смогло по достоинству оценить работу сирийцев. Труппа Национального театра Сирии получила Гран-при фестиваля за лучший спектакль, обойдя других главных претендентов – Грузию и Сербию. Лучшей актрисой безоговорочно признана Рукяту Камара из Гвинеи – она была вне конкуренции, а актером – Сейид Рагаб из Черногории. Жюри также отметило сербскую сценографию. Что касается россиян, то, как оказалось, Театр Луны выступал вне конкурса – исключительно ради удовольствия публики, которая приняла и оценила работу москвичей.
Дина ПЬЯНЫХ.
Фото Дмитрия ТАРАСОВА.

http://www.egypt.kp.ru/2007/10/08/doc201295/

8 октября 2007