ЭКСПЕРИМЕНТ НА СЦЕНЕ –
УДОВОЛЬСТВИЯ БЕЗ НАГРАД В ЖИЗНИ
В этом году международный фестиваль экспериментальных театров в Каире был
представлен сразу двумя российскими труппами
Комсомольская правда - Египет: ЭКСПЕРИМЕНТ НА СЦЕНЕ – УДОВОЛЬСТВИЯ БЕЗ НАГРАД В ЖИЗНИ
В этом году международный фестиваль экспериментальных театров в Каире был представлен сразу двумя российскими труппами
|
Актеры московского Театра Луны
отдыхают в знаменитом кафе «Эль-Фишави» на Хан-эль-Халили. | | |
Конечно, основным вниманием
арабской публики сразу и безоговорочно завладели региональные труппы – в
этом году в Каир приехали артисты практически из всех стран Ближнего Востока
и Северной Африки – Алжира, Бахрейна, Ирака, Иордании, Йемена, Катара,
Кувейта, Ливии, Марокко, Саудовской Аравии, Судана, Туниса. Хозяйка
фестиваля вынесла на суд зрителей постановки сразу 15 театров страны. В
числе остальных конкурсантов были труппы из Европы, Латинской Америки, Азии
и Африки. Привезли свои спектакли и бывшие республики Союза – Армения,
Беларусь, Грузия, Казахстан, Латвия, Узбекистан, Украина, Туркменистан.
Всего в международном смотре приняли участие 53 страны. Это немногим менее,
чем в прошлые годы, однако по накалу страстей на сцене этот год ничуть не
уступал предыдущим. Конечно, в фаворитах всегда числились арабские труппы,
чьи постановки понятны и близки местной публике. Однако, несмотря на разницу
культур, незнание языков и подчас малопонятную интерпретацию сюжета, артисты
со всего мира срывали искренние аплодисменты публики, свидетельствовавшие о
признании того или иного спектакля.
Россия в этом году была представлена сразу двумя труппами, что является
достаточно редким явлением, – из Москвы и Вологды, причем обе – не новички и
хорошо известны в Каире. И Вологодский камерный драматический театр, и
столичный Театр Луны уже выставляли свои работы на фестиваль. «Ромео и
Джульетта» в постановке Лилии Абаджиевой и исполнении ребят из Театра Луны
завоевала в прошлом году Гран-при 18-го смотра, в чем, собственно, мало кто
сомневался – два показа спектакля в египетской столице оставили у публики
неизгладимое впечатление своей экспрессией и эмоциональностью, к которым так
питают слабость жители жаркого Востока.
А вот актеры из Вологды второй раз подряд привезли в Египет Достоевского. В
2005 году они показали спектакль по одному из его ранних рассказов «Дядюшкин
сон», в этом году для участия в конкурсной программе была отобрана
постановка по «Преступлению и наказанию» – «Осколки Раскольникова».
«Не мы определяем, что показывать – оргкомитет каирского фестиваля
самостоятельно делает выбор из определенного числа работ», – рассказал
режиссер театра и художник постановки Яков Рубин. Поставленный в 2006 году
спектакль уже успел завоевать в прошлом году «Гран-при» Международного
фестиваля спектаклей по произведениям Федора Достоевского в Старой Руссе.
В отличие от прошлых конкурсов, когда артисты остались разочарованы
предложенной им площадкой, в этот раз молодой, но весьма опытный и
профессиональный театр порадовали хорошей сценой. Небольшой, но уютный Центр
артистического мастерства на территории Каирской оперы как нельзя более
кстати соответствовал камерному духу труппы: зрители сидели практически на
сцене. Правда, и сценой в полном смысле этого слова эти подмостки назвать
нельзя – актеры обращались непосредственно к рядом сидящим с ними людям –
никаких границ и разделений между теми, кто играет, и тем, кто за этим
наблюдает, нет – все сплелось в монолите. Такая подача спектакля только
усиливает восприятие от постановки и невольно заставляет зрителя
непосредственно участвовать в происходящем на сцене. В спектакле
задействованы всего четыре человека, которые играют семь ролей. Двое из них
– заслуженные артисты России Ирина Джапакова и Всеволод Чубенко. Достоевский
в интерпретации вологжан был показан дважды. Многие зрители, не знающие ни
слова по-русски, внимательно следили за происходящим на сцене, так и не
рискнув уйти. В театр пришли не только египтяне, было много европейцев,
индийцев – творчество великого писателя привлекает даже тех, кто далек от
русской культуры.
|
Фрагмент
спектакля «Ноты Нино Роты» в исполнении Театра Луны на каирской
сцене. Актриса – Анна Терехова (слева). | | |
А на второй неделе фестиваля свое мастерство
показал Театр Луны Сергея Проханова. В «Нотах Нино Роты» Олега Николаева,
премьера которого прошла в Москве год назад, нет слов – только красивая
хореография под музыку Нино Роты. Это спектакль о Москве 60-х и нашего
времени, а вместе с ней – и о людях той и этой эпох. Незамысловатые, но
выразительные мелодии итальянского композитора, успевшего сменить за свою
жизнь амплуа актера, сценариста и сочинителя прекрасных композиций, рождают
полузабытые образы из прошлого, подталкивающие к почти стертым от времени
воспоминаниям. Заводная, берущая за душу, игра молодых актеров во главе с
Анной Тереховой заставляет зрителя не просто окунуться в царящую на сцене
атмосферу, но перенестись в эту нереальную жизнь, которая, к сожалению,
слишком часто поражает своей реальностью.
Очень сложно вложить в строгие временные рамки судьбы сразу нескольких
героев, о которых идет речь в «Нотах Нино Роты». Однако постановщику Олегу
Николаеву, который одновременно играет роль в спектакле, это удалось,
правда, ценой многих сокращений, сжатий и преобразования сюжета. В
результате получилась мимолетная, словно дуновение ветра, притча об отдельно
взятом эпизоде жизни героев – простых граждан, которые хотят вырвать у жизни
свой кусочек счастья, любить и быть любимыми, только получается это далеко
не у всех.
У каждого спектакля – своя эпоха, атмосфера и дух вне зависимости от
национальной принадлежности труппы. Этим, пожалуй, и привлекает фестиваль
зрителей, большинство которых знают только родной язык. И посмотреть
иностранную постановку для них означает перенестись на полтора часа
театрального времени туда, на сцену, где разворачивается действо,
сопряженное с экспериментом.
Несколько проведенных в Каире дней стали для российских актеров тем
живительным глотком тепла, свободы и наслаждения, чего порой так не хватает
в уже прохладной и мчащейся вперед без остановок Москве. Вернувшись в
столицу, актеры слали египетской столице приветы и с некой ностальгией
вспоминали проведенные здесь дни фестиваля.
НА ЗАМЕТКУ
В этом году жюри смогло по достоинству оценить работу
сирийцев. Труппа Национального театра Сирии получила Гран-при фестиваля за
лучший спектакль, обойдя других главных претендентов – Грузию и Сербию. Лучшей
актрисой безоговорочно признана Рукяту Камара из Гвинеи – она была вне
конкуренции, а актером – Сейид Рагаб из Черногории. Жюри также отметило сербскую
сценографию. Что касается россиян, то, как оказалось, Театр Луны выступал вне
конкурса – исключительно ради удовольствия публики, которая приняла и оценила
работу москвичей.
Дина ПЬЯНЫХ.
Фото Дмитрия ТАРАСОВА.
http://www.egypt.kp.ru/2007/10/08/doc201295/
8 октября 2007 |