Жили-были король с королевой
"Лиромания" в Театре Луны
Название мюзикла Александра Журбина, поставленного Сергеем Прохановым, весьма точно отражает репертуарные устремления московских театров. Если все же, хоть и с большим допуском, принять за основу прохановской постановки шекспировского "Короля Лира", то у нас в столице сегодня уже пять "Лиров" (см. Театр им. Евг. Вахтангова, Театр Моссовета, МХТ и Школа драматического искусства). Забегая вперед, надо сказать, что в смысле сценической адекватности великой трагедии от всех пяти спектаклей мало толку. Если кто пьесу не читал, то в сложившейся ситуации лучше достать с полки книгу, нежели отправиться в театр.
Впрочем, в Театр Луны нет нужды ходить за прочтением классики. Хоть в его афише и мелькают имена Ричарда III, Ромео, Джульетты и Фауста, но все это, как правило, сопровождается активнейшим театральным наездом и превращается в зрелища по мотивам. Вот "Лиромания" - вообще мюзикл, так что подсчитывать ущербы, понесенные первоисточником, вовсе нет смысла. Мюзикл с драматургической точки зрения - вещь плоская и прямолинейная, таковы законы жанра. Другое дело, что не всяк столь самодостаточен, чтобы вместо шекспировского сюжета, а тем паче шекспировского стиха настрочить свои. Однако Сергей Проханов явно не страдает рефлексией. Ну спели герои "Пойдем поскорей мы на ложе" или "Мне ваша свита вместе с вами надоела"... - и что такого?
В либретто "Лиромании" нет линии "Глостер - сыновья". Ну и бог с ней, тем более что в иных драматических спектаклях по этой пьесе ее тоже нет. Зато придуман мотив поведения Лира: он решил отдать королевство потому, что скорбит по умершей супруге. Зато изменена причина королевского гнева на Корделию: никаких дочерних клятв нет, а вот в гибели матери девушка оказалась виновата.
Параллельно со взрослыми дочерьми на сцене присутствуют девочки-подростки, питомцы студии при театре "Маленькая Луна". Проекции на детство Лировых дочерей тоже не вчера родились в сценической практике. Но и это в конце концов не беда. Хуже то, что три малышки никоим образом не проясняют смысла поступков взрослых женщин. Но зато красиво: такие юные, а уже поют и танцуют.
Художник Юрий Хариков тоже сделал очень красиво - и зловещие валуны, и светящийся ледяной столп, и штаны с фрагментами мохнатой шерсти. Вступительный текст программки гласит, что именно старинные легенды, на которых основывалась пьеса великого барда, послужили исходным материалом для спектакля. И, конечно, присутствие шерсти на штанах некоторым образом отсылает зрителя к архетипам. Сложнее с историей любви Лира к королеве, которая явно не из легенд. Зато тут весьма простым способом разрешен краеугольный вопрос драматургической завязки, о который бились великие режиссерские умы, будь то хоть Джорджо Стрелер, хоть Григорий Козинцев. Это отсутствие в шекспировской пьесе даже намека на прошлое короля, эта категорическая заданность первой сцены (решил разделить королевство - и все тут!) надо было всякий раз осмысливать и оправдывать. Тут-то, между прочим, и просвечивает происхождение пьесы от старинных легенд и притч, которые, как известно, не содержали подробных мотиваций. Но то, что придумал Сергей Проханов, совсем из другой "оперы" - из опусов новейшего времени, где от классических сюжетов берутся имена героев и назывные предложения, а остальное дописывает китч. Влюбленный и скорбящий Лир - как тот почтальон Печкин, который "потому был раньше злой, что у него велосипеда не было".
Впрочем, Лир в спектакле Театра Луны тем не менее обращает на себя внимание, потому что играет его Евгений Герчаков. Этот эксцентричный, своеобразный артист давно уже не привязан ни к одной труппе, вероятно, поэтому его появление в этом спектакле отчасти случайно, хотя потенциал его намного больше предложенного Прохановым. Именно он здесь лучше всех поет и именно он играет живую, трагикомическую фигуру. Там, где остальные делают красиво, Герчаков все же создает образ.
Музыка А.Журбина, декорации Ю.Харикова, пластика О.Николаева, свет, вокал... Последний - таков, каков он есть, и не только в Театре Луны, а во многом множестве стационарных театров, где очень любят дело под названием "мюзикл" и где любовь эта готова заменить собой наличие соответствующих данных.
Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА