Смоленск, славящийся в кинематографических кругах
особенной киногенией, вновь привлек к себе внимание режиссеров и
художников-постановщиков. 27 июня в селе Новоспасское стартовали съемки
четырехсерийной картины по роману И.А. Гончарова "Обрыв". Съемочная группа
"Мосфильма" прочно обосновалась в усадьбе Михаила Глинки. Софиты, камеры,
жесткие команды: "Внимание! Мотор! Снято!" Нервы натянуты как струна,
график съемок сжат до предела человеческих возможностей. Но классика,
Гончаров и бремя страстей человеческих того стоят...
Заповедник чувств Несмотря на
невероятную занятость (журналисты "РП" застали режиссера Валерия Федосова
в весьма напряженный момент съемки очередной сцены), Валерий Степанович
уделил прессе несколько минут своего времени. - Почему Гончаров, почему
Новоспасское? - Новоспасское - это Гончаров. Здесь прекрасная природа,
талантливые люди и атмосфера, способствующая поэзии и проявлениям
человеческой чувственности. В усадьбе Глинки настоящий заповедник природы
и чувств! Это маленький оазис, аккумулировавший в себе русскую культуру,
традиции, зодчество. Сегодня в России очень трудно найти первозданные
места, идеально сохранившие дух XIX века. И слава богу, что селу
Новоспасское удалось сохранить русскую душу. - Вы имеете в виду и
культурные памятники, и натуру? - Садово-парковая культура в
Новоспасском блестящая! Древесные культуры, бережно выращиваемые здесь
двести-триста лет назад, уцелели каким-то чудом. И это несмотря на
жесточайшие бои времен Великой Отечественной! Когда мы приехали в
Новоспасское, просто ахнули. Пришли в восторг от того, что нашли такое
заповедное место. Боюсь, что после нас сюда многие будут приезжать на
съемки. Замучают наших замечательных хозяев! - Кто снимается в вашей
картине? - История Гончарова насыщена любовными переживаниями, а любовь
- это молодость души и тела. Поэтому в "Обрыве" много молодых героев,
которых играют неизвестные широкой зрительской аудитории, но очень
талантливые актеры. Надеюсь, что после этой картины их узнают и
полюбят. - Ваш проект коммерческим не назовешь. Откуда деньги на съемки
фильма? - Я сомневаюсь в том, что "Обрыв" - проект некоммерческий.
Люди истосковались по любви, по счастью на экране. Зрители устали от
крови, бесконечного экранного бандитизма и терроризма. Они хотят окунуться
в страсти, кипевшие в XIX веке. Почему бразильские сериалы пользуются
такой любовью? Из-за страстей! У Гончарова просто замечательные страсти.
- Фильмы последних лет, повествующие "о днях минувших", получаются
костюмированными - искусственными какими-то, картонными. Вы не допустите
подобной ошибки? - Мне бы не хотелось снять этно-графический фильм.
Актеры в "Обрыве" играют не костюмы, а чувства. Я надеюсь, что картина
получится современной и ответит на вопрос, как жить сегодня, какие
важнейшие нравственные ценности нужно беречь и сохранять, несмотря ни на
что.
От "Нотр-Дам де Пари" в "Метро" к
"Обрыву" Досье "РП" Станислав Беляев - один из наиболее
востребованных артистов в жанре мюзикла, принимавший участие во всех
крупных музыкально-театральных постановках Москвы последнего десятилетия.
Господин Беляев - исполнитель ролей в мюзиклах "Метро", "Нотр-Дам де
Пари", "Ромео и Джульетта". Сценический образ Станислава без
преувеличения уникален. Чувственный, проникновенный и вместе с тем
непосредственный, он соединяет в себе обаяние молодости с по-настоящему
зрелым пониманием музыки и поэзии. Помимо театральных ролей, Беляев
известен массовому зрителю по фильму режиссера Егора Пузанова "Подари мне
счастье". Актер великолепно поет - является учеником одного из лучших
мировых исполнителей русского романса Дмитрия Шведа. В его репертуаре -
известнейшие арии из знаменитых мюзиклов, классический и современный
романс, современная эстрада. Журналистам "РП" довелось познакомиться с
исполнителем главной роли Станиславом Беляевым (Борис Райский) в перерыве
между съемками. Станислава снимали в... постельной сцене. "Ну что вы,
- смущенно рассмеялся актер. - Я просто спал. Это был самый обычный сон, а
не постельная сцена!" Кино - величайшая иллюзия на свете. Узаконенное
мошенничество, доведенное до совершенства. Как только сцена была снята,
изящный Станислав выпрыгнул из постели и отправился покурить как был - в
гриме, джинсах и холщовой рубашке почти до колен. Зритель не увидит эти
джинсы, надежно укрытые одеялом... - Станислав, трудно играть
человека, жившего в поза-прошлом веке? - Все мы "ожизневаем" людей
прошлого. Они - живые. Обычные люди, не манекены, не марионетки и не
герои, изображающие немыслимые страсти. Мне хочется, чтобы переживания
моего Райского были понятны современникам. - Найти баланс между
сумасшествием художника и здравомыслием, соединить безумное начало его
личности с началом организующим.
Пощечина общественному вкусу Альтер
эго Бориса Райского - холодный, рассудочный негодяй Марк Волохов. В жизни
- актер Евгений Коряковский. Импозантный, общительный, безумно
талантливый. Добрый. Досье "РП" Евгений Коряковский родился в
старинном городе Ярославле. Окончив школу, поступил на филфак в
Ярославский университет, но к третьему курсу заскучал и рванул в Москву,
на факультет режиссуры ГИТИСа. Проучившись в ГИТИСе год, вернулся в
Ярославль, основал театр танца "Граффити" и на протяжении пяти лет
занимался экспериментами в области "графики танца" и литературы. Затем
получил приглашение доучиться на курсе Сергея Проханова, в 2003-м курс
закончил и сегодня работает в Театре Луны. Евгений запомнился зрителям
по весьма неоднозначному и названному критиками "пощечиной общественному
вкусу" фильму "Я люблю тебя". - Я играю нигилиста-разрушителя, - поведал Евгений.
- Этакого змея-искусителя. Практически все сцены, в которых я занят,
посвящены беседам с главным героем. Мы выясняем с ним отношения, ведем
идеологические споры, поднимаем проблемы, актуальные и по сей день. Плюс -
любовная линия с актрисой Анной Казючиц, возвышенной, поэтической Верой.
Жаль, что вы не сможете остаться и посмотреть, как снимается одна из
ключевых, метафоричных сцен "Обрыва" - сцена в беседке. Сегодня мне
предстоит объясниться в любви Вере и... соблазнить ее. Все - обрыв! Больше
мы с ней не увидимся... ...В памяти невольно всплывает гениальная
киногеничная сцена: Вера на минутку останавливается перед образом
Спасителя в древней часовенке перед тем, как ступить на тропинку, ведущую
ее к обрыву, к беседке, где девушку ждет Марк Волохов. Вера - идеальное
воплощение души современного человека - колеблется: где же правда - здесь,
в кротких, строгих очах Спасителя, или там, за обрывом, в злобной,
страшной и обаятельной проповеди нового человека?
Конюх Прохор, Шарль, Матрена и
другие Актерам Смоленского драматического театра имени А.С.
Грибоедова достались эпизодические роли. Геннадий Черкашин сыграл конюха
Прохора, Людмила Лисюкова и Татьяна Савельева - горничных, Татьяна
Макарова - дворовую девку, Олег Кузмищев - полковника. Примечательно, что
на эту роль без слов претендовали два известных в Смоленске человека сцены
- господин Кузмищев и художественный руководитель театра-студии "Диалог"
Виктор Зимин. Выбор пал на Кузмищева, зато очень многим студийцам Зимина
посчастливилось сыграть в "Обрыве" дворню. Также в массовке снялись и два
бутафора драмтеатра - Ольга Королева и Ирина Быкова. Валерию Брыксину
и Николаю Коншину съемки еще только предстоят. Брыксину придется вдохнуть
жизнь в весьма интересного персонажа Гончарова Шарля, Николаю Сергеевичу -
"оживить" доктора. На съемочной площадке работает и главный художник
Смоленского драматического Николай Агафонов. - Я только собрался на
этюды, а заодно и порыбачить с Алексеем Довганем и Валерием Гращенковым на
озерах под Псковом, а тут - звонок, - признался Николай Агафонов. - В
пятницу, 14 июля, мне позвонила Светлана Щипанская, режиссер по актерам
(мы с ней учились в школе-студии МХАТ, она же проводила в мае актерский
кастинг), и пригласила на съемки. Пришлось все бросить и ехать в
Новоспасское. Было интересно посмотреть, что представляет собой кино на
современном этапе. Окунулся в эту суету, совершенно специфическую
атмосферу и... ничего нового для себя не открыл. Может быть, к счастью? Ну
разве что жизнь спрессовалась, стала стремительной. Раньше все было куда
спокойней, размеренней. Тружусь здесь под началом известного
художника-постановщика Леонида Свенцицкого, создававшего художественное
пространство в фильмах Рязанова и Тодоровского. Я здесь всего лишь простой
исполнитель. Мне дают задание обить софу, я его выполняю. Или билеты в
оперу нарисовать - начинаю судорожно вспоминать, а какие в середине XIX
века были виньетки, заставочки. Отвечаю за исторический натурализм. Понял,
что вполне мог стать художником кино, - знание эпох, их стилизация
одинаковы что в театре, что в кинематографе. Просто здесь между глазом и
"картинкой" вклинивается камера.
Съемки или каторга? Рабочий день
(съемки продлятся 32 дня) на съемочной площадке в Новоспасском начинается
в 10 утра, заканчивается - в час ночи. В микроавтобус грузят софиты,
камеры, бутафорию, и - вперед, в военный городок под Ельню. Наматывать
туда-сюда обратно по 30 километров в сутки. И так каждый день. Труд
каторжный, изматывающий. Порой "день" снимают ночью, и наоборот.
Осветительная аппаратура мощная, позволяет. А иначе никак - приехали
известные актеры (народная артистка Людмила Полякова, известная
телеведущая Екатерина Стриженова, исполнительница роли эксцентричной
пустышки Полины Карповны Крицкой), их сняли в сжатые сроки и вновь
отправили в столицу. Шоу продолжается! ...Кино - иллюзия, обман, но
для того, чтобы иллюзорная ложь превратилась в правду, необходимы полные
жизни детали. Например, живая речная рыба. Крупная рыба. Каждый экземпляр
не менее 25 -30 сантиметров. Где ее взять, позвольте? У местных в садках
одна мелочь. Везти из Смоленска? Рыба наверняка уснет. Придется заказывать
на водохранилище. Сказка - ложь, да в ней намек... Съемки проекта
"Обрыв" завершатся 2 августа. Затем - монтаж, озвучание... Не
пропустите!
Анастасия ПЕТРАКОВА Материал предоставлен редакцией
Смоленской областной общественно-политической газеты "Рабочий
путь"
№ 154-155 от 20.07.2006 г. |